|

Мария Гливка: "Учителя были будителями национального самосознания закарпатцев ..."

Мария Гливка: "Учителя были будителями национального самосознания закарпатцев ..."

Билет в детство. Особенно его хочется купить на склоне лет, когда с высоты жизненного опыта познаешь истинность слов Спасителя, который призвал стать чистыми и непорочными детьми, чтобы войти в царство небесное. Прагнеться именно с светлостью души младенцев порадоваться Пасхе, его торжественным колоколам. Тем более, если в стране Детства были остановки, где причащались любви, доброте, мудрости.


Если туда манят еще и фотоснимки, которые зафиксировали неповторимость золотой поры жизни. С 1937 года хранит такую в домашнем фотоальбоме ветеран образовательной нивы, пенсионерка Мария Гливка из Великого Березного. Уникальность фотографии и в исторических обстоятельствах ее появления: оказывается, еще в довоенное время в поселке действовали детсады, где воспитывались мальчики и девочки работающих родителей. К тому же, через семьдесят лет на нас смотрят глаза многих земляков, которые прославили отчий край образованностью, трудом, творчеством, незаурядной гражданской позицией. Но обо всем этом - из первых уст.

- Мария Ивановна, неужели в те годы обращалось внимание на дошкольное воспитание детей? Потому привычно утверждалось, что довоенный период в жизни края был беспросветным.

- Конечно, такой разветвленной сети образовательных учреждений как сегодня, тогда не было. И все же факт остается фактом: в Великом Березном конце тридцатых годов работали два дошкольные воспитательные учреждения, которые назывались приютах. Их посещали дети из семей, в которых родители нанимались на работу, не удовлетворяясь лишь ведением частного хозяйства. Кроме некоторых государственных служб (почта, железная дорога и др.)., Нетрудно было устроиться на работу к предпринимателям. В Великом Березном активно занимались частным бизнесом евреи, имевшие кондитерские и различные пищевые цеха, выпускавшие сладкие напитки, развивали торговую сеть.А потому среди жителей поселка нашлось немало таких, которые предпочли денежным заработкам. Кстати, чисто психологический барьер удерживал от такого решения большинство крестьян, которые считали себя хозяевами и не желали наниматься на постоянную работу.

Мой отец всегда имел передовые взгляды, о чем свидетельствует его принадлежность к Сичовицького движения, за которые пострадал в молодости. Как и многих других детей поселка, меня отдали на воспитание в приютах. Здесь учительница проводила с нами разные занятия. Причем, предпочтение отдавалось не знакомство с азами наук, а с правилами этикета и светского поведения. На всю жизнь запомнила, например, как положено вести себя за обеденным столом, в какой руке держать ложку, вилку, нож. Нас готовили культурно и вежливо вести себя в общественных заведениях, на светских событиях.

Хочу подчеркнуть, что в тогдашних детсадах малышей не кормили, еду приходилось брать из дома. Но потреблять пищу правильно, с должным пониманием процесса учили постоянно. Большое внимание обращалось на выработку навыков общения, уважительного отношения к пожилым людям, сострадание к больны и слабых. Могу сказать, что в дошкольном учреждении нас готовили расти человечными, нравственными, трудолюбивыми. Мы учились рисовать, лепить из пластилина, выполнять некоторую домашнюю работу. Думаю, этого не хватает нынешним заведениям, воспитывающих малышей.

- Вижу, вы очень дорожите фотоснимком. Том, что видите себя на нем беззаботной девочкой, или и по иным соображениям?

- Что же, в мои годы очень много значат воспоминания, особенно, если они светлые и радостные. Знаю, детство дарит такие воспоминания большинства людей, ведь достаточно быть юным, энергичным, полным надежд, чтобы мир казался дружелюбным и достойным завоевания. Наверное, это не написано на лицах детей, поскольку сам факт фотографирования настроил их на серьезный удивление и некоторое смущение. Вот, я стою перед учительницей в белом платьице с бантиком на волосах, немного насупленный за важности момента.Но взгляд у меня уверен, исполненный веры. Разве может не волновать на склоне лет такая фотография? Если внимательно присмотритесь, увидите, что детишки одеты прилично, не в какое тряпье. Причем, весь немаленький группа напоминает паненят. А замечу, что в поселке действовал еще одно дошкольное учреждение, в нижнем конце. Там тоже проводили дни такие же малыши, как и в нашем.

Дорогим является этот фотоснимок еще и по другим причинам. На нем сняты в детском возрасте друзья, которые были близкими для меня всю жизнь. Я упомяну лишь несколько имен, чтобы доказать, что речь идет о незаурядные личности нашего поселка. Второй справа учительницы - Рудольф Базель, третий слева - Василий Тиболт. Здесь стоят Юрий Ковтан, Иван Лацанич, Василий Гунта, Мария Березанич, Иван Данилик, Михаил Майдич, Анна Лацанич. Следовательно, речь идет о будущей образовательную элиту нашего горного края, о творческой и одаренной интеллигенцию. Ведь Василий Тиболт, к примеру, заслуживает благодарной памяти земляков за проведенные годы в сталинских лагерях, за воспитание талантливой плеяды музыкантов, наконец, за создание ячейки духовной жизни великоберезнян - церковно-просветительского хора. Каждое выступление этого певческого коллектива - это и "осаннна" его его организатору. А разве мало достойных незабываемой почета дел в Рудольфа Базеля, который до последнего болел за процветание образования на Великоберезнянщине? Такие штрихи уверенно прилагаются и к портертив других "пероснажив" фотографии.

Хочу только подчеркнуть, что источником любой формирования поздних жизненных позиций мальчиков и девочек стало и их дошкольное воспитание, которое ставило своей целью пришеплення лучших моральных и духовных качеств молодежи.

- Большинство упомянутых Вами детских друзей стали во взрослой жизни педагогами. Почему именно эта профессия так привлекала тогда одаренную молодежь горного края?

- Это правда, учителя были очень уважаемыми людьми. Они пытались быть образцами порядочности, воспитанности, интеллигентности. К тому же, их даже на то время было в нашем поселке много, ведь работала народная школа и Горожанка.Итак, молодежи было на кого равняться, кого ставить в пример в выборе профессии. Ибо медицина ограничивалась одним-двумя врачами и повивальной бабкой. Поэтому если говорим, об элите интеллигенции довоенного Великого Березного, то прежде всего речь идет об учителях, которые сеяли "разумное, доброе и вечное" не только в школе среди учеников, но и среди общественности, даже в личном быту.

Важным аргументом для избрания педагогического профессии была и возможность получить его в Ужгороде, в знаменитой учительской семинарии. Заканчивать образование в Братиславе, Праге, Вене или позже в Венгрии небогатым нашим землякам было не по карману. Хотя способные студенты могли поддерживаться финансово государством, но учиться вдали от дома всегда накладнише. В силу этого обстоятельства Великоберезнянщина дала замечательных педагогов всем Закарпатью. Именно они стали соратниками Августина Волошина и заметными творческими личностями, достаточно вспомнить фамилии Рогач, Лацанич, Ревай, Ивановчик, Шелепец, чтобы удостовериться в В этом. Кстати, моя девичья фамилия также Ивановчик. Темой отдельного досдиження могли бы стать учительские династии Великоберезнянщины. Интересные страницы пишутся сьогоднишинимы их представителями.

Я с детства также мечтала стать учительницей. Поэтому не колебалась в выборе профессии, окончила математический факультет Ужгородского государственного университета. Всю жизнь преподавала "королеву наук" в средней школе родного поселка. Очень счастлива, что многие мои ученики стали учеными, хорошими специалистами и просто замечательными людьми.

Хочу подчеркнуть, что педагоги были активными деятелями общества "Просвита", вели заметную культурную работу среди населения. Например, крестьянам выдавалось бесплатное семян для разнообразия ведения личных хозяйств, журналы сообщали о борьбе с болезнями растений и животных, давали различные советы, как эффективнее использовать неплодородные горные почвы. Могу сказать, что распространение таких знаний и сегодня было бы актуально для горцев.

А еще учителя были будителями национального самосознания закарпатцев.Собрание сечевиков, проведение манифестаций в центре Великого Березного - результат их гражданской позиции и деятельности. Хотя была еще маленькой, но запомнила, с каким восторгом слушали жители Великого Березного речи ораторов, как передавали из рук в руки книги, брошюры, журналы. Мой отец брал меня на такие события, потому что сам присоединился к Сичовицького движения. Когда начались преследования активистов прогрессивной организации, отправился через перевал в Советский Союз, где был схвачен и брошен за решетку. В Великом Березном проукраинские настроения захватили почти всю просвещенную молодежь. Причем, все делалось на основе энтузиазма, добровольного порыва. С грустью смотрю по телевизору на митинги, собирающие людей за деньги. Разве продажностью можно завоевать то путное для судьбы государства, нации и для себя самого?

- А как праздновали великоберезняны религиозные праздники или выдающиеся события во времена Вашего детства?

- Знаете, если говорят, что сегодня живется легче и благополучнее, то истинным является только материальная сторона дела. Во времена моего детства Пасху, например, подносил души людей ввысь к Богу, к духовному совершенству. Я не помню нетрезвых на улицах, шумных гостювань. Интеллигенция готовила спектакли, концерты, выставки, невольно настраивали души на торжественное и возвышенное.

Променады по улицам поселка осуществляли все в праздничной одежде, с добрыми и улыбающимися лицами. А наряды до события имели даже самые бедные. Потому хочу подчеркнуть, что во времена буржуазной Чехословакии также существовала традиция оказания гуманитарной помощи. Действовали специальные пункты в поселке, которые под руководством тогдашней мэрии занимались распределением одежды или пищи между бедными и сиротами. Кстати, милосердие было необходимым атрибутом подготовки к празднику для каждой более или менее обеспеченного человека. К этому призывали в церкви, об этом говорили лекторы-просвитяне, на этом акцентировали внимание газеты и журналы.

Поэтому ширенгы верующих с пасхальными корзинками возле церкви были наздзвичайно красивым зрелищем. Не то, что сегодня некоторые политические лидеры государства, маскируясь под народ, освящают пасхи, не положив в корзину даже обычной буханки, а какую бутылку и коробку конфет. Любая церемония, а тем более религиозное, имеет отправляться согласно традиции и узаконенных временем обычаев. И если воспринимать это как мелочь, то и в большей не достигнем совершенства.

- Вы живете в доме одна. Наверное, кроме посещения дочерей и внуков, Ваши дни согреваются основном приятными воспоминаниями?

- Я живу не одна. Со мной, вот посмотрите, Матерь Божья, которой каждый день молюсь. Ей рассказываю о всех своих тревогах, радости, невзгоды. Посоветовала бы всем пожилым людям находить утешение в духовности, которая лишает одиночества, не позволяет отчаиваться даже в самые трудные минуты.

Но готовиться к старости нужно с молодых и даже с детских лет. С радостью спостергиаю, как возрождаются в нашем поселке давние, но некоторое время подзабытые традиции, как Первая Исповедь и Первое Причастие, посещение воскресных Литургий в храмах. Конечно, в религиозном воспитании детей главная роль принадлежит родителям. Так было и во времена моего детства.

Конечно, воспоминания также является частью коротання дней, долгих вечеров. Я счастлива, что они не омрачает веры в доброе и человечное. В моем детстве и юности были потери, трудности, невзгоды, но не умирала надежда относительно их мимолетности.

- Итак, детство - это не только беспечность, но и закладка нравственных, духовных и иных начал в душе человека?

- Безусловно, ведь на это отмечают в последнее время и психологи. Поэтому дарить детям сказку нужно не только рассказами и чтением, но и поступками, примером собственной жизни. В сказке всегда побеждает добро, и так должно произойти и с нашим восприятием окружающего мира и людей. Даже если придется побороть зло и тьму.Это крайне актуально для нашего меркантильного и рационального настоящего.




...